Таможенное оформление грузоперевозок
Чтобы перевезти товар или транспортное средство через границу, перевозчик обязан пройти таможенное оформление или растаможку. Таможни находятся в аэропортах, морских портах, на железнодорожных и автомобильных станциях. Их цель — не допустить ввоз или вывоз запрещенных грузов.
Чтобы растаможить продукцию, экспортер или импортер заполняет документы и оплачивает таможенные платежи. Затем таможня фиксирует факт перемещения товара и заносит всю информацию о нем в общегосударственный реестр.
Из статьи Expedition.Firmika.ru вы узнаете, как проходит растаможивание груза и почему компании обращаются за помощью к таможенному брокеру.
Этапы таможенного оформления
Перед тем как пройти таможенную очистку, физическое или юридическое лицо проходит регистрацию как субъект внешнеэкономической деятельности. Для регистрации необходимо обратиться в таможенный пост, в котором будет проходить оформление продукции. Регистрация действует год, затем ее обновляют.
Чтобы приступить к таможенной очистке, предприниматель должен собрать следующие бумаги:
- Выписку из ЕГРЮЛ или договор доверенности, если за перевозку отвечает его представитель;
- Бумаги, которые подтверждают владение товаром и право распоряжаться им — паспорт сделки, инвойс, внешнеторговый договор;
- Транспортные документы — накладная, свидетельство о регистрации транспорта, страховка груза;
- Документы на товар — упаковочные листы, акт загрузки, сертификаты качества и квитанции об оплате товара;
- Бумаги, подтверждающие классификационный код продукции в товарной накладной;
- Фото маркировки товара;
- Документы, которые подтверждают цену продукции — товарно-транспортные накладные и котировки.
Все бумаги должны быть переведены на язык государства, в котором находится таможня, а копии заверены нотариусом.
Растаможивание проходит в пять этапов:
- Перевозчик подает бумаги вместе с декларацией, в которую вносит информацию о грузе, транспорте, отправителе и получателе. Ее можно подать в письменном или электронном виде. В течение одного часа таможенник обязан принять декларацию или отправить ее на доработку. Далее во всех документах, которые будут составлять на следующих этапах растаможки, перевозчик фигурирует как декларант;
- Таможенник проверяет документы и правильность классификации товаров;
- Сотрудники таможни проводят досмотр груза – снимают пломбы, открывают контейнеры и емкости, в которых лежат товары. Декларант имеет право наблюдать за ходом проверки. В конце досмотра составляют акт в двух экземплярах, один передают перевозчику;
- Декларант уплачивает пошлину, НДС и таможенные сборы стоимостью 3 000₽ для физических и 25 000₽ для юридических лиц. Таможенник проверяет, поступили ли деньги на корреспондентский счет и нет ли у компании долга за прошлые поставки продукции. Если есть, декларант обязан его погасить, чтобы продолжить оформление;
- В декларацию ставят штамп «Выпуск разрешен», присваивают ей регистрационный номер и выдают документ перевозчику. После этого он может покинуть таможню.
Если на одном из этапов появилась причина, по которой нельзя пропустить товар через границу, например, он находится в списке запрещенных грузов или в документах указана недостоверная информация, в декларации делают отметку «Выпуск запрещен» и отдают ее декларанту.
Таможенная очистка продолжается до 10 дней со дня подачи декларации. Ее нужно предоставить с остальными бумагами в течение 15 дней после того, как транспорт прибыл на станцию. Если перевозчик не успевает подать документы, он оплачивает хранение товара на территории таможни.
Нюансы при растаможивании разных видов груза
Процедура растаможки различается в зависимости от вида груза. Стандартная схема, описанная выше, подходит для всех товаров, которые перевозят в одном контейнере, принадлежащем одному владельцу. В остальных случаях подготовка и подача документов, оплата налогов и составление декларации могут различаться. Особенности растаможки разных типов груза:
- Сборные грузы — это малогабаритные товары разных клиентов, которые объединили в один контейнер. Сложность при их оформлении заключается в описании имущества в декларации. Например, при перевозке игрушек декларант должен предоставить список, где указано наименование каждой. Если он забудет указать хотя бы одну, грозит штраф;
- Генеральные грузы — это товары, для доставки которых используют один вид упаковки, к примеру, ящики, бочки либо тюки. Особенность их растаможки в том, что груз не вынимают из машины и не переносят на склад для досмотра. Проверку проводят внутри грузового отсека автомобиля. Благодаря этому оформление занимает меньше времени, чем растаможка других видов продукции;
- Негабаритные товары — это объекты, вес и размеры которых превышают максимально допустимые. То есть их нельзя перевезти стандартным транспортным средством, для них заказывают тралы. Чтобы пройти растаможку, декларант вместе с основными бумагами предоставляет маршрутный лист и сертификат на продукт, где в метрической системе указаны габариты и вес груза с авто и без него.
При растаможивании продуктов питания, косметики и электроприборов перевозчик обязан предоставить декларацию соответствия и сертификат качества на каждый. Для транспортировки лекарств и медицинского оборудования он показывает Регистрационное Удостоверение, выданное Росздравнадзором. На БАДы и лечебную косметику предоставляют свидетельства о государственной регистрации.
Сколько стоит таможенное оформление?
Зачем нанимают таможенного брокера для растаможки
Владелец груза или его представитель обязан лично присутствовать на всех этапах таможенной очистки. Также он должен разбираться в грузоперевозках и знать, как правильно заполнять документацию. Если он нарушит протокол растаможки, рискует получить штраф или арест всей партии товара. Этого можно избежать, наняв таможенного представителя — брокера.
Посредник сам соберет и подготовит документы, составит декларацию и будет сопровождать перевозчика на станции, чтобы решать все спорные вопросы во время проверки. Представитель берет на себя ответственность за нарушение правил таможни.
На стоимость услуг брокера влияет вид оформляемого товара и категория участника внешнеэкономической деятельности. Подготовка документов на продукцию для физического лица стоит 500₽, а для компании — 2 000₽.